Православная беседа "Праздник трех великих Спасов"


15 августа в Центральной библиотеке прошло мероприятие «Праздник трех великих Спасов». На мероприятии присутствовали участники клуба молодой семьи «Радуга». Ведущие мероприятия рассказали ребятам о том, что в августе месяце есть три больших праздника в честь Спасителя, которые издавна на Руси называют Спасами.

Первый Спас - 14 августа, по народному выражению - "на воде".

Второй - 19 августа, "на горе".

Третий - 29 августа, "на полотне".

Первый Спас - 14 августа

Церковное название этого праздника — «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня», ещё он называется «Спасом на воде». В Русской Церкви этот праздник соединился с событием Крещения Руси в 988 году. На первый Спас совершался крестный ход на водоёмы для освящения воды. В деревнях праздник отмечали без пышности — в эту пору крестьянину было не до веселья и гуляний, потому что устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом. "На первый Спас и нищий медку покушает", «Первый Спас — лакомка» - так раньше говорили в народе. По народным приметам на Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени.

Второй Спас – 19 августа

В этот день празднуется чудесное Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. Вместе с ним были его ученики - апостолы Иаков, Иоанн и Петр. Это Спас "на горе".

В народе этот праздник называется «Яблочный Спас». Раньше в день Яблочного Спаса было принято святить виноград. Но так как он не везде рос, то в церквах святили и яблоки, и груши, и сливы, и другие фрукты.

По народным приметам считалось, что если погода на Яблочный Спас хорошая, то зима будет холодная, если в день Яблочного Спаса идет дождь, то и осень будет дождливой, а если на Второй Спас сухо, то и осень будет сухой.

Третий Спас - 29 августа

Установлен в память перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. Значение Нерукотворного Спаса состоит в том, что когда Иисус Христос однажды умывался, он вытер свой лик полотняным полотенцем, на котором отпечаталось его лицо. Поэтому этот Спас и называется Нерукотворным.

В народе этот праздник называли Хлебным Спасом, так как в это время крестьяне заканчивали сбор зерна. Ещё его называли Ореховым Спасом. Про третий Спас в народе в старину говорили:

«Спас хлеба припас»,

«Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушек в гумне! »

Народные названия православных праздников тесно связаны с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба, орехов, ягод). А ещё в это время на Руси крестьяне завершали белить полотна, из которых потом шили себе одежду, скатерти, полотенца. Поэтому Ореховый Спас называется не только Хлебным Спасом, но еще и Полотняным Спасом, Спасом на Холсте.

Третий, Нерукотворный Спас — это последний праздник, который завершает Успенский пост. Но не стоит сводить смысл этих праздников лишь к освящению яблок и других фруктов: в первую очередь это большие духовные праздники. Обо всех этих праздниках и о христианских символах говорилось на мероприятии. В конце беседы ребятам была предложена книжная выставка – дегустация «Яблочные прочтения».





15.08.2018 | Админ | Просм. 76 | Комм. x | Категория: Новости культуры